Оригинал статьи: ABW.BY

Павел КОЗЛОВСКИЙ

Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ

Да, чуда не произошло: в "слепом" тесте вы никогда не перепутаете обновленный "УАЗ-Патриот" даже с китайскими внедорожниками - у него по-прежнему "особенная стать". Но мы все равно спешим похвалить руководство, маркетологов и инженеров Ульяновского автозавода за огромный объем проделанной работы. Что особенно важно - проведенной в нужном направлении!

Однако даже тщательное изучение внешности предыдущего и обновленного "Патриотов" вряд ли позволит вам заметить, где же он, этот огромный объем работы. Действительно, где? Неужели новые "соты" фальшрешетки радиатора да иной рисунок "литья" достойны такой шумихи?

В других ракурсах отличия найти еще сложнее - оба "Патриота" кажутся идентичными. И таковыми являются: ни одна внешняя панель кузова не изменилась. Однако есть одно очень важное но - с левой стороны рестайлингового авто исчезла заправочная горловина.

А что это значит? Для поклонников УАЗа - многое. В первую очередь это означает, что завод наконец-то прислушался к мнению потребителей и вместо двух расположенных по обе стороны рамы бензобаков, "дебютировавших" еще в середине прошлого века, у обновленного "Патриота" появился давно и неоднократно обещанный цельный одиночный топливный бак. Казалось бы, тоже нашли событие! Однако сказать так может лишь тот, кто ни разу не ездил на "Патриоте".

Схема с двумя бензобаками соответствовала требованиям основного заказчика - Вооруженных сил СССР и теоретически позволяла продолжать движение даже в том случае, если один из баков пробит. Однако сейчас, когда "Патриот" больше ориентирован на людей, не ездящих по полю боя, от двух баков было больше проблем, чем преимуществ. Главная - необходимость заправляться поочередно с двух сторон, что особенно "увлекательно" в пятничной суете на АЗС. Среди других проблем традиционной схемы числятся постоянно "врущие" датчики уровня топлива, а также коррозия самих бензобаков.

Теперь бензобак один, и это, казалось бы, решает все проблемы: с центральной консоли исчез переключатель уровня топлива в баках, одиночный датчик "честнее" в своих показаниях, а сам бак, выполненный из пластика, не будет ржаветь. Но "уазоводы" снова негодуют! Почему? Посмотрите еще раз на снимок выше… Ничего не заметили? А вам не режет глаз что-то серебристого цвета, выглядывающее из-под правой подножки? Да, это и есть бензобак! При объеме 68 л он получился таким большим, что стал самой низкой деталью в середине "угла рампы"! То есть поясняю: рама и глушитель находятся чуть выше, самая низкая деталь - это пластиковый бензобак. Для сравнения: в дорестайлинговом "Патриоте" низшей точкой угла рампы был глушитель, он находится на высоте 350 мм от дороги. В нынешнем низшая точка - пластиковый бензобак, находящийся на высоте 315 мм. Не опасно ли соваться на бездорожье на авто с такими конструктивными особенностями?

Чтобы проверить, не станет ли бензобак "мишенью", мы нашли крутой перекат и попытались поочередно заехать на него на обоих "Патриотах". Для дорестайлингового это не составило проблемы - заметно, что глушитель висит достаточно высоко и опасности не подвергается. Опять же если и будет касание, то не страшно: минимум - просто чиркнет, максимум - слегка помнется, но "сыграет" на своих подушках и останется на месте.

А что у рестайлинговой версии? Здесь ситуация более опасная: видно, что бензобак находится гораздо ближе к препятствию. И хотя в нашем случае бак был надежно защищен опционной стальной защитой, сама по себе мысль о том, что на перекате ты можешь удариться бензобаком о камень или торчащий корень, как-то не греет… Поэтому наш вам совет: обязательно оговаривайте установку защиты бака, даже если вы не ездите по откровенно экстремальному бездорожью.

Впрочем, в ответ на вышеуказанные претензии джиперов представители завода отвечают, что "Патриот", мол, сейчас больше ориентирован на городские условия эксплуатации, поскольку по статистике его чаще покупают в качестве семейного ежедневного авто. Поэтому в приоритете - комфорт, безопасность и удобство эксплуатации, и в этом плане "Патриот" действительно преобразился!

Достаточно одного взгляда на старый и новый интерьеры, чтобы стало понятно: на этот раз "косметикой" не ограничились. Правда, критики и тут нашли к чему прицепиться: мол, пластик на новой панели жестче, чем на старой. Да, так и есть, но плюсов несравнимо больше. Начнем с того, что сама новая панель сделана из меньшего количества деталей (а значит, меньше шансов, что заскрипит), даже "падающие" от захлопывания двери дефлекторы системы вентиляции модернизировали. Во-вторых, с точки зрения эргономики новая панель более удобна.

Посмотрите, где был расположен экран на старой панели и где - на новой. Больше не нужно опускать взгляд, чтобы рассмотреть, что показывает видеокамера заднего хода. Кстати о видеокамере: у обновленного "Патриота" она уже с движущимися "подсказками", что определенно удобнее на тесной парковке, где габариты внедорожника контролировать непросто. Помимо камеры справляться с этой задачей на обновленной машине помогают и датчики парктроника спереди и сзади.

Впрочем, прогресс в потребительских качествах "Патриота" вы почувствуете еще до того, как попадете в салон, - мы специально проверили и убедились, что для открытия двери нужно гораздо меньшее усилие. Открыв дверь, обнаруживаешь еще один плюс - на верхней ее части появились уплотнители, позволившие снизить уровень шума в салоне. Этой же цели служит улучшенная шумоизоляция днища, капота, моторного щита.

В салоне практически все, к чему прикасается водитель, новое. Про панель мы уже говорили: она выглядит более современной и "легковой", в том же стиле выполнено и рулевое колесо. Оно гораздо симпатичнее прежнего, многофункциональное (управление аудиосистемой, круиз-контролем и т.д.) и может иметь кожаную обивку. Равно как рычаги КП и "ручник", а также сами сиденья - раньше такой позиции в списке оснащения не было.

Более "легковыми" стали и подрулевые рычажки, в том числе и потому, что им теперь приходится управлять большим количеством функций. С рычажков управляется бортовой компьютер, ими можно менять интенсивность работы стеклоочистителей, а еще появилась функция "вежливого" указателя поворота - в ответ на одно касание "поворотник" моргает три раза. Прогресс!

Впрочем, что действительно заслуживает самой громкой похвалы, даже с восклицательным знаком, так это появление новой рулевой колонки с регулировкой не только по высоте, но и по вылету. С чего вдруг такая щедрость? Все просто: это "побочный эффект" того, что искали травмобезопасную телескопическую колонку, чтобы "Патриот" продемонстрировал более высокую безопасность на краш-тестах. Кстати, с той же целью увеличено количество точек крепления кузова к раме - раньше при фронтальном ударе его могло оттуда сорвать.

В соответствии с озвученной "семейной" идеологией автомобиль решено было сделать более безопасным и удобным в управлении - и сделано это было правильными методами. Во-первых, впервые в истории в УАЗе появились две фронтальные подушки безопасности. Причем, что парадоксально, в базовой комплектации! Так что с безопасностью теперь дела обстоят гораздо лучше, чем у дорестайлинговой машины.

Но это лишь вершина электронного "айсберга", скрывающегося в недрах обновленного "Патриота". Одновременно с "перемещением" ABS в список базового оборудования обновленная версия получила невиданное ранее дополнительное оснащение - систему ESP, включающую в себя не только контроль тяги и траектории, но и ассистент при старте в гору, удерживающий машину тормозами 2 секунды на старте, и противобуксовочную систему с режимом off-road.

Именно ESP превращает "Патриот" из неотесанного "проходимца" в автомобиль, который даже в самую жуткую непогоду можно доверить хрупкой девушке. Он уверенно трогается на заднем приводе по скользкому размокшему снегу и не шлифует задним колесом, если вы вдруг переборщили с "газом" на развороте. А если на вираже резко дернуть рулем, сразу чувствуется, как ESP "прикусывает" тормоза, - в общем, все как в иномарках!

Параллельно с ESP обновленный "Патриот" обзавелся и такой приятной опцией, как подогрев рулевого колеса, что наверняка оценят жители северных регионов. Также они должны оценить и более эффективную систему отопления салона, а те, кому ее покажется мало, могут заказать дополнительный отопитель салона для задней части. Кстати, раз уж речь зашла про отопление, то в обновленном "Патриоте" впервые в истории доступен и полноценный климат-контроль. Действительно, все как в иномарках.

Хотя, конечно, для полного "иномарочного" ощущения, несмотря на огромный объем проделанной работы, еще кое-чего не хватает. Причем это касается не оснащения, а особенностей самого автомобиля. Например, очень не хватает более четкого "ноля" на руле - архаичное рулевое управление с непривычки удивляет свободным ходом в околонулевой зоне и заставляет водителя даже на идеально ровном шоссе ехать с постоянными подруливаниями. Хотя те, кто привык к внедорожникам, такой проблемы не испытывают.

На бездорожье, понятное дело, у "Патриота" по-прежнему все отлично: там, где ему не мешает гигантский вес и висящий низко бак, можно идти с "газом" в полу. Подвески отлично держат удар, а двигатель после предыдущих модернизаций стал чуть более эластичным, так что стрелку тахометра необязательно держать возле "отсечки". Радует и то, что благодаря приличному клиренсу и коротким свесом даже на самых жестких препятствиях нет шансов поцарапать бамперы.

А как ведет себя на бездорожье ESP - мешает или помогает? С одной стороны, все "противобуксовочные" функции - благо, поскольку "Патриот" со своим классическим "парт-тайм" очень часто оказывается беспомощным в банальном диагональном вывешивании. С другой - мы часто сталкивались с ситуациями (на кроссоверах), когда неотключаемая электроника скорее мешала, нежели помогала, - она слишком рьяно "душила" мотор, не давая набрать разгон перед препятствием. Сумели ли инженеры УАЗа с первого раза настроить электронику так, чтобы она была эффективной?

Самый простой и эффективный способ проверить электронику, предназначенную в том числе и для помощи на бездорожье, - классическое диагональное вывешивание. При отсутствии принудительных блокировок такое нехитрое препятствие становится очень сложным для любого "проходимца".

Взаимное вывешивание колес наступает довольно быстро, машина "зависает". В данном случае, конечно, ничего не стоит сдать назад и пройти препятствие ходом (если не страшно), но если бы в канаве была грязь, "диагональ" могла бы остановить внедорожник надолго. А как ведет себя "новый"? Эксперимента ради мы попробовали проехать ту же канаву на… заднем приводе!

И у него, как ни странно, это получилось, причем легко. Видно, что противобуксовочная система достаточно быстро распознает пробуксовку и "прикусывает" вывешенное колесо, что помогает "Патриоту" как ни в чем не бывало ехать дальше. На полном приводе, понятное дело, все гораздо легче. А если выбрать более сложное препятствие?

Рыхлый влажный песок, раскатанный грузовиками, крутые подъемы и перекаты - как ни странно, даже для дорестайлингового УАЗа это не стало непреодолимым препятствием. Первая, вторая, "газ" в полу - если не с первого, то со второго-третьего раза "Патриот" взлетал на все предложенные ему препятствия. Проблемы? Только одна - как только одно из колес вывешивалось, ход резко терялся. Как в таких ситуациях себя ведет обновленный "Патриот"? Однозначно лучше - вывешивания колес уже не ощущаешь, и пока хватает тяги мотора, машина отлично вылезает из любых сложных участков. Правда, если ход потерян, то электроника скорее мешает, но в таких ситуациях ее можно отключить одним нажатием кнопки. А если кто "ассистентам" не доверяет и регулярно эксплуатирует УАЗ на жестком бездорожье, где электроника будет быстро изнашивать элементы тормозной системы, есть другое предложение: впервые для "Патриота" предложена заводская принудительная блокировка заднего дифференциала. Причем по вполне гуманной цене - примерно $500.

Хотя электроника все равно стремится доказать, что она эффективный помощник. И у нее это получается: в режиме off-road изменяется алгоритм работы ABS, что позволяет колесам чуть сильнее "зарываться" в покрытие на торможении. Результат очевиден: мы провели два торможения на рыхлом песке со скорости 40 км/ч, и разница составила почти 2 метра.

В общем, при весьма внушительном объеме внешних изменений обновленный "Патриот" очень сильно удивил той "революцией", которая произошла у него внутри. В кои-то веки плюсы рестайлинга российского автомобиля можно перечислять бесконечно долго: новая панель, рулевая колонка с регулировкой по вылету, новая "баранка" и подрулевые рычаги, ABS и два айрбэга в базовой версии, кожаный салон как опция, возможность оснащения ESP (и входящими в нее вспомогательными системами), наконец - первая в истории заводская блокировка заднего моста! Браво, ульяновцы! Вот теперь вы действительно молодцы.

Цены и комплектации

На белорусском рынке обновленный "УАЗ-Патриот" на данный момент предлагается в двух комплектациях "Привилегия" и "Стиль", но чуть позже появятся и более доступные "Стандарт" и "Комфорт". Двигатель только бензиновый 2,7-литровый 134-сильный, коробка передач механическая 5-ступенчатая.

В список базового оснащения входят фары головного света со светодиодными дневными ходовыми огнями, наружные зеркала со встроенными указателями поворотов, единый топливный бак, фронтальные айрбэги для водителя и переднего пассажира, электроблокировка замков дверей, ABS + EBD, энергопоглощающая складывающаяся рулевая колонка, электрорегулировка и подогрев наружных зеркал, регулировка руля по высоте и вылету, гидроусилитель руля, передние и задние электростеклоподъемники, атермальные стекла. Самый доступный на данный момент "Патриот" в комплектации "Привилегия" стоит от 31.000 белорусских рублей, в топ-версии "Стиль" - от 32.000. Принудительная блокировка заднего дифференциала предлагается дополнительно за 1100 белорусских рублей.